- ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
- – морская полоса -определённой ширины, проходящая вдоль берегов и внешней границы внутренних морских вод прибрежного государства, находящаяся под суверенитетом данного государства и составляющая часть (продолжение) его государственной территории.
Режим и границы Т. в. устанавливаются национальным законодательством прибрежного государства и в некоторых случаях международными соглашениями.
В международном праве не существует общеобязательных правил относительно предельной ширины Т. в. Вопрос о ширине и порядке отсчёта Т. в. относится к исключительной компетенции прибрежного государства и решается им, исходя из интересов защиты своей экономики и безопасности и принимая во внимание интересы международного мореплавания. Ширина Т. в., согласно законодательству большинства государств, исчисляется от линии наибольшего отлива на континенте или на островах и от внешней границы внутренних морских вод.
Практика государств в отношении ширины Т. в. весьма различна. В наст, время известны Т. в. шириной в 3, 4, 5, 6, 9, 12 и даже 200 морских миль.
Попытка установить единый лимит Т. в., предпринятая 1930 г. Гаагской конференцией по кодификации международного права, успеха не имела из-за противоречий между государствами в этом вопросе.
США, Великобритания и другие крупные морские империалистические державы в целях осуществления своих экспансионистских планов настойчиво (но безуспешно) стремятся не допустить установления другими государствами Т. в. шириной более 3 морских миль.
В своих Т. в. прибрежное государство может осуществлять любые права, вытекающие из его суверенной власти.
Прибрежное государство имеет право регулировать судоходство в своих Т. в. Обычная практика допускает т. н. «мирный проход» иностранных торговых судов через Т. в., кроме особых районов этих вод, объявляемых закрытыми для всякого судоходства, за исключением национальных военных кораблей.
Для прохода иностранных военных кораблей через чужие Т. в. законодательством ряда государств предусматривается особый порядок, заключающийся в том, что разрешение на проход предварительно испрашивается у правительства данного прибрежного государства (см., напр., ст. 9 Указа Народной Республики Болгарии от 10 октября 1951 г.). Это положение не распространяется на случаи т. н. «вынужденного захода», когда иностранное военное судно нуждается в проходе через чужие Т. в. для захода в какой-либо порт данного прибрежного государства с тем, чтобы исправить повреждения или укрыться от стихийного бедствия (шторм, ледостав и т. п.).
«Мирный пролёт» иностранных военных и гражданских самолётов и иных летательных аппаратов через чужие Т. в. без специального разрешения соответствующего прибрежного государства недопустим.
Иностранные корабли, проходя через чужие Т. в., обязаны строго соблюдать все законы и правила прибрежного государства, имеющие отношение к режиму Т. в. данной страны.
В своих Т. в. прибрежное государство осуществляет исключительное право на производство таможенного, пограничного, санитарного и радиотелеграфного надзора, на применение своей национальной уголовной и гражданской юрисдикции, на издание правил судоходства и подъёма затонувшего имущества, на эксплуатацию природных ресурсов недр и дна Т. в., на занятие рыболовными и иными морскими промыслами.
Частное судно, проходящее через иностранные Т. в. и нарушившее законы или правила прибрежного государства может быть задержано (а в ряде случаев и конфисковано) местными властями. Капитан судна-нарушителя и другие виновные лица могут быть привлечены к ответственности на основании законов прибрежного государства. К пытающемуся скрыться судну-нарушителю применяется преследование, которое может быть продолжено в открытом море (см.).
Основным законодательным актом Союза ССР, устанавливающим границы и регулирующим режим советских Т. в. («морской полосы»), является Положение об охране государственных границ Союза ССР от 15 июня 1927 г. (СЗ 1927 г. № 62, ст. 625). Этим Положением советские Т. в. определяются шириной в 12 морских миль, отсчитываемых «от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, за исключением предусмотренных международными соглашениями Союза ССР случаев» (п. «в» ст. 9). Режим советских Т. в. принципиально отличен от режима Т. в. капиталистических государств.
Советские Т. в., составляя часть государственной территории Союза ССР, представляют собой не только пространственный предел осуществления суверенитета СССР, но и объект его государственной социалистической собственности. Советские Т. в., являясь одной из составных частей материальной базы социалистического хозяйства, служат вместе с тем важным рубежом обороны Советского государства от нападения империалистических государств.
В отличие от режима Т. в. Советского Союза и стран народной демократии режим Т. в. ряда капиталистических государств, напр., стран Северо-Атлантического союза, путём изменения национального законодательства предоставляет возможность США превращать Т. в. этих стран в стоянки американских военно-морских сил.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.